Упражнения в вольном стихе

маскарад, Лермонтов, иллюстрация
"Маскарад" М.Ю.Лермонтова. Иллюстрация А.Рейпольского

1. Знакомство с понятием. 

При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", потому что существует такое явление как – вольный стих. Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву.

В этом примере первые две строки - четырехстопные, третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. 

Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д." у Крылова). Вольным ямбом написана комедия Грибоедова "Горе от ума" и драма "Маскарад" Лермонтова.

2. Тренинг по определению поэтического размера в вольных стихах.

Василий Жуковский. Дружба

Скатившись с горной высоты, 

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый; 

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый. 

О Дружба, это ты!

Стихотворение Жуковского - вольный ямб с чередованием 3, 4 и 6 стоп.

А.С.Пушкин (отрывок)

 Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

    Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

        Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

        Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

        Душа кипит и замирает;        

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

Пушкинское стихотворение - вольный ямб с чередованием 4, 5 и 6 стоп.

Владимир Маяковский. Товарищу Нетте, пароходу и человеку (отрывок)

Я недаром вздрогнул.

                    Не загробный вздор.

В порт,

       горящий,

               как расплавленное лето,

разворачивался

              и входил

                      товарищ "Теодор

Нетте".

Это - он.

         Я узнаю его.

В блюдечках-очках спасательных кругов.

- Здравствуй, Нетте!

                   Как я рад, что ты живой

дымной жизнью труб,

                   канатов

                           и крюков.

Подойди сюда!

             Тебе не мелко?

От Батума,

          чай, котлами покипел...

Помнишь, Нетте, -

                 в бытность человеком

ты пивал чаи

            со мною в дип-купе?

Медлил ты.

          Захрапывали сони.

Глаз

    кося

        в печати сургуча,

напролет

        болтал о Ромке Якобсоне

и смешно потел,

               стихи уча.

Засыпал к утру.

               Курок

                     аж палец свел...

Суньтеся -

           кому охота!

Думал ли,

         что через год всего

встречусь я

           с тобою -

                     с пароходом.

У Маяковского - вольный хорей с чередованием стоп от одной до восьми.

Николай Некрасов. Мороз, Красный нос. Вторая часть. Гл. 27

Долго меня продержали —

Схимницу сестры в тот день погребали.

Утреня шла,

Тихо по церкви ходили монашины,

В черные рясы наряжены,

Только покойница в белом была:

Спит — молодая, спокойная,

Знает, что будет в раю.

Поцаловала и я, недостойная,

Белую ручку твою!

В личико долго глядела я:

Всех ты моложе, нарядней, милей,

Ты меж сестер словно горлинка белая

Промежду сизых, простых голубей.

В ручках чернеются четки,

Писаный венчик на лбу.

Черный покров на гробу —

Этак-то ангелы кротки!

Молви, касатка моя,

Богу святыми устами,

Чтоб не осталася я

Горькой вдовой с сиротами!

Гроб на руках до могилы снесли,

С пеньем и плачем ее погребли.

У Некрасова - вольный дактиль с чередованием 2, 3 и 4 стоп.

Николай Гнедич. Дума

Печален мой жребий, удел мой жесток!

Ничьей не ласкаем рукою,

От детства я рос одинок, сиротою:

В путь жизни пошел одинок;

Прошел одинок его - тощее поле,

На коем, как в знойной ливийской юдоле,

Не встретились взору ни тень, ни цветок;

Мой путь одинок я кончаю,

И хилую старость встречаю

В домашнем быту одинок:

Печален мой жребий, удел мой жесток!

У Гнедича - вольный амфибрахий с чередованием 3 и 4 стоп.

Николай Некрасов. Рыцарь на час (отрывки)

Если пасмурен день, если ночь не светла, 

Если ветер осенний бушует, 

Над душой воцаряется мгла, 

Ум, бездействуя, вяло тоскует. 

Только сном и возможно помочь, 

Но, к несчастью, не всякому спится... 

 

Не умел я с собой совладать, 

Не осилил я думы жестокой... 

 

В эту ночь я хотел бы рыдать 

На могиле далекой, 

Где лежит моя бедная мать... 

Вольный анапест с чередованием 2, 3 и 4 стоп. 

3. Метафорическая разминка.

Сон – царство Морфея, волшебный полёт, абсурдное кино.

Глаза во сне – на зеркале души покров, взгляд внутрь себя, закрытые окна.

Заснуть – выпасть из жизни, улететь в грёзу. 

4. Практическое задание: написать вольным ямбом о своём сне.

Write a comment

Comments: 0