Как построить сюжет?

Рецептура сюжета по Наталье Гарбер: придумать, расположить, изложить, захватить.

Фабула – это то, о чём книга (расширенная тема). Сюжет – подробная последовательность событий произведения.

 

Итак, памятка при работе над сюжетом.

  • Лучшее начало – драматическое. «Начните с главного». Завязка должна быть простой, чтобы читатель сразу схватил суть и увлёкся, и обещать ему не более того, что даст текст.
  • План истории. Продумайте крепкий план и активное действие. Дисциплинируйте себя, ограничивайте объём событий и главные сообщения истории. Настоящий план установлен только тогда, когда нельзя переместить ни одной части, не ослабляя, не затемняя и не расстраивая всего в целом. Если история не складывается, проверьте, по какой из двух схем вы пошли: это будет либо история активного героя типа «цель – конфликт – катастрофа», либо история «реактивного» героя, влекомого обстоятельствами по модели  «реакция – дилемма – решение».
  • Двигатель истории: герой и обстоятельства. В первом случае герой хочет получить нечто сам по себе и его активность создаёт конфликты, которые он должен преодолеть, чтобы добыть желаемое и через катастрофу своей прежней жизни в страданиях прорваться к новым высотам. Во втором случае герой попал в неприятные обстоятельства, которые своим давлением извне заставляют его мучительно выбирать меньшее из двух зол, а потом с усилием находить решение,  как дальше жить на выбранном пути. 
  • Узел действия – это момент, когда интерес и вовлечённость читателя вырастают до вершины, действие максимально усложняется. Диалог обостряется, чтобы заинтриговать читателя, сбить его с толку – и не дать ему предвидеть, чем кончится история. Вам  придётся заставить героя активно действовать. Помните, что у героя есть тело (рефлексы, ощущения), чувства (эмоции), и разум (мысли), и все это приводит к действиям в виде непроизвольных физиологических реакций (напрягся, покраснел, раскис, вошёл в ступор), эмоциональных переживаний и стратегических идей – зачастую с разговорами о них.
  • Развязка происходит, когда интерес удовлетворён, узел разрешился. Финал нужно готовить всем предшествующим течением истории, но он не должен предугадываться читателем. Развязка должна завершать все ходы истории имеющимся составом героев, ничего и никого не прибавляя. Никаких «и тогда неизвестный никому Вася пришёл и всем помог», «и случилась буря, которая расставила всё по своим местам», или «и злодей всё внезапно и немотивированно осознал – и стал великим йогом»), потому что любопытство читателя удовлетворено и пора завершать тот сюжет, который есть, а не начинать новый.

Модель сюжета «Путешествие героя»

(по книге Дж. Кемпбелла «Герой с тысячей лиц»)

 

1. Описываем мир героя. Например, это Ахилл с его уязвимой пяткой из фильма «Троя» с Бредом Питтом в главной роли.

2. Звучит призыв к приключениям (от самого героя или обстоятельств). В нашем примере Ахилла зовут брать Трою.

3. Герой испытывает сопротивление, колебания или страх. И это видно.

4. Наставник даёт совет герою. В «Трое» это мать Ахилла, которая говорит, что если он поедет, то он погибнет, оставив своё имя в веках, а если останется, то проживёт счастливую жизнь обывателя.

5. Герой идёт на приключение в поисках сокровища или цели. Ахилл решается на бой и гибель ради славы. 

6. Первые испытания героя – плавание к чужим берегам и осада Трои. 

7. Конфликт и опасности нарастают, включая внутренний конфликт Ахилла, признающего силу духа и таланты греков, а также внешнее военное противостояние между осаждёнными и нападающими.

8. Главное испытание, приводящее героя на край гибели, из которого он выходит победителем, - в нашем случае это успешный захват Трои.

9. Герой достигает цели, завладевает сокровищем, коим для Ахилла является славная в веках смерть во время возвышенного деяния.

10. Путь домой, на котором герой преодолевает оставшиеся препятствия, для Ахилла является путём «на щите», альтернативным обычному возвращению героя «со щитом». Однако предпочтительный путь славной гибели был обозначен в истории сразу.

11. Возвращение домой, в котором мы видим героя преобразившимся благодаря путешествию. Теперь Ахилл не просто славный воин, но вечный национальный герой.

12. Новая жизнь героя на новом уровне, с приобретённым опытом и благами. В случае нашего примера это происходит в Вечности, но в обычных сказках эта часть звучит: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».

 

Домашнее задание: на основе знаний об истории вашей семьи выбрать героя для своего повествования (ваш отец или мать, брат или сестра, дядя или тётя, дедушка или бабушка), составить тезисный план развития сюжета.

Write a comment

Comments: 0