"Плетём кружева" в эссе

 С чего начать подготовку эссе? (Памятка)

1. «Роем» мысли.

• Прочитайте тему и поразмышляйте. Время, которое вы затратите для размышлений – зависит от вас, оно может составлять от нескольких минут до нескольких дней, недель.

• Не надо пытаться раскрыть тему целиком, старайтесь остановиться на том, что вам интересно, используйте свой жизненный опыт, старайтесь привнести свое видение проблемы.

• Запишите наиболее удачные, на ваш взгляд, высказывания по данному поводу.

• Избавьтесь от записей, в которых представлены  общеизвестные высказывания, не представляющие интереса при прочтении и не подчеркивающие вашу индивидуальность (например: Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Все  это и так знают!).

• Замените высказывания, которые имеют общий характер (например: Информационные технологии улучшают качество образовательного процесса) более конкретными.

• Подумайте о том, что одних высказываний мало, желательно убедить читающих, что они истины.

2. Формируем «скелет» эссе. «Скелет» Вашего эссе будет сформирован из тех высказываний, которые показались Вам удачными.

• Расположите высказывания в некотором порядке. Подумайте, не стоит ли какие-то из них поменять местами. 

• Определите количество абзацев, с учетом вступления, основной части, заключения.

3. Прорисовываем детали.

• Развейте мысль в каждом из параграфов.

• Подкрепите свои высказывания  доказательствами, приведите факты.

• Используйте яркие описания, цитаты и т.д., которые заинтересуют читателя.

• Используйте «ловушки» для привлечения внимания: цитату, стихотворение, вопрос, необычный факт, идею или смешную историю.

4. Осуществляем проверку.

• Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать.

• Проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы.

• «Юмор – великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор – искусство, он является признаком хорошего вкуса». Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе.

• Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе.

• Избегайте употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

О названиях 

Часто в названиях эссе появляется предлог о, так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой для рассуждений автора, или не связано напрямую с темой эссе. Не случайно и наличие союзов как и или.

«О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О суетных ухищрениях» (Мишеля Монтеня);

«Книга как врата мира» (Стефана Цвейга — классика австрийской литературы);

«Беспощадная Европа, или Путешествие с пятого на десятое», «Литератор как наиболее общее явление» (Роберта Музиля — одного из ведущих писателей западноевропейской литературы XX века);

«О собеседнике», «О природе слова», «Разговор о Данте» (замечательного русского поэта Осипа Мандельштама);

«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимира Набокова — известного писателя русского Зарубежья);

«Как читать книгу» (Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии);

«Восхождение на Эверест, или Исповедь переводчика» (современного поэта и переводчика Владимира Саришвили).

Эссе может воплощаться в различные литературные формы: моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь и многие другие. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе сохраняет свою жанровую самостоятельность.

Это свойство эссе также наблюдается в заголовках.

«Политическая исповедь молодого человека», «Эскиз познания поэта» (Роберта Музиля);

«Заметки о поэзии» (Осипа Мандельштама);

«Заметки об "Улисе" Джойса» (австрийского писателя Стефана Цвейга);

«Заметки о Стендале» (французского писателя Марселя Пруста);

«Заметки читателя» (современного писателя Марка Харитонова);

«Похвала скуке» (Речь, которая была произнесена перед выпускниками Дартмутского колледжа в июне 1989 года) и «Письмо президенту» (Иосифа Бродского);

«Речь по случаю поступления в газету» (японского писателя XX века Акутагавы Рюноске);

«Неотправленное письмо певице» (немецко-швейцарского писателя XX века Германа Гессе);

«Слово о Пушкине» (современного автора Фазиля Искандера).

Домашнее задание.

Сравните небольшое эссе Ф. Искандера «Душа и ум» с его стихотворением такого же названия.

Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение?

Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для подобного эссе? Для пополнения литературных аналогий рекомендуется прочесть рассказ Даниэла Киза "Цветы для Элджернона" (кликните на картинку в этой статье).

Попытайтесь поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры (письмо, заметки, речь, слово), дайте ей название. Напишите эссе по плану такой работы, предложенному выше (С чего начать подготовку эссе?)

Фазиль Искандер

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум, прежде всего, развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Душа и ум

Когда теченье наших дум

Душа на истину нацелит,

Тогда велик и малый ум,

Он только медленнее мелет.

Душа есть голова ума,

А ум — его живая ветка.

Но ум порой, сходя с ума,

— Я сам! — кричит, как малолетка.

Своей гордынею объят,

Грозит:

— Я мир перелопачу!

— И, как безумный автомат,

Он ставит сам себе задачу.

И постепенно некий крен

Уже довлеет над умами,

Уже с трибун или со стен

Толпа толпе долбит:

— Мы сами!

И разрушительный разбег

Однажды мир передраконит. ...

Вдруг отрезвевший человек, -

Схватившись за голову, стонет.

Сбирая камни, путь тяжел,

Но ум, смирившийся погромщик,

Работает, как честный вол,

Душа — надолго ли? — погонщик!

Write a comment

Comments: 0