Жанры поэзии

Каллиопа, Эвтерпа, музы
Каллиопа - муза эпической поэзии. Эвтерпа - муза лирической поэзии

1. Перед разминкой "Укрась фразу эпитетом, сравнением, метафорой" вспомнили, что   эпитет - это такое художественное определение, которое актуализирует какое-то качество предмета в соответствии с авторским замыслом. Метафора - скрытое сравнение.

Начальная фраза: Небо и моя душа. Преобразование: Ясное небо отражается в моей душе, как твой искренний взгляд, пониманием.

Начальная фраза: Солнце опускается за горизонт. Преобразование: Усталое светило неторопливо спускается со своего трона.

2. Работа с кейсом " Классические поэтические жанры. Определим жанр стихотворения".

Вспомнили отличие эпической поэзии от лирической. Самостоятельно ознакомились с определениями жанров и потренировались в их узнавании на примерах из классики.

Род литературы

Словесно-художественное произведение, как правило, в качестве преобладающего имеет или повествование о событиях (эпос), или их только диалогическое изображение (драма), или же воссоздание душевного состояния человека, эмоциональное размышление о сущности бытия (лирика).

К эпическим стихотворным жанрам относятся: былина, загадка, потешка, басня, сказка. К лирическим стихотворным жанрам относятся: ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, романс, рондо, эпиграмма, сатира. Дума, баллада, поэма, роман в стихах – лиро-эпические жанры.

Былина - героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.

Баллада - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

Тускло светится луна

    В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

    Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

    Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

    Вынь себе колечко.

Пой, красавица: Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

    Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

    При святом налое». («Светлана» Василия Жуковского)

Басня - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом» И.А. Крылова)

Дума - поэтическое размышления автора на различные философские, исторические или социально-бытовые темы.  Дума имеет некоторое сходство с балладой, основана на реальных исторических событиях, но в ней нет фантастического элемента. 

"Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! -

Сусанину с сердцем вскричали враги: -

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!

(…)

"Куда ты завел нас?" - лях старый вскричал.

"Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -

 

Убейте! замучьте! - моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит". («Иван Сусанин» Кондратия Рылеева)

Ода - торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.

Богоподобная царевна

Киргиз-Кайсацкия орды!

Которой мудрость несравненна

Открыла верные следы

Царевичу младому Хлору

Взойти на ту высоку гору,

Где роза без шипов растет,

Где добродетель обитает, —

Она мой дух и ум пленяет,

Подай найти ее совет.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой голос возбуждает,

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб. («Фелица» Г.Р.Державина)

Элегия - стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского )

Притворной нежности не требуй от меня:

Я сердца моего не скрою хлад печальный.

Ты права, в нем уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

Напрасно я себе на память приводил

И милый образ твой и прежние мечтанья:

Безжизненны мои воспоминанья,

Я клятвы дал, но дал их выше сил.

Я не пленен красавицей другою,

Мечты ревнивые от сердца удали;

Но годы долгие в разлуке протекли,

Но в бурях жизненных развлекся я душою.

Уж ты жила неверной тенью в ней;

Уже к тебе взывал я редко, принужденно,

И пламень мой, слабея постепенно,

Собою сам погас в душе моей.

Верь, жалок я один. Душа любви желает,

Но я любить не буду вновь;

Вновь не забудусь я: вполне упоевает

Нас только первая любовь. 

Послание - поэтическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена! («К Чаадаеву» А.Пушкина)

Песня - род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.

Сонет - (итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

Эпиграмма - (греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение.

Внимает он привычным ухом

          Свист;

Марает он единым духом

          Лист;

Потом всему терзает свету

          Слух;

Потом печатает — и в Лету

          Бух! («История стихотворца» А.С.Пушкина)

Рондо - твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

С чего начать? Толпою торопливой

К моей душе, так долго молчаливой,

Бегут стихи, как стадо резвых коз.

Опять плету венок любовных роз

Рукою верною и терпеливой.

Я не хвастун, но не скопец сонливый

И не боюсь обманчивых заноз;

Спрошу открыто, без манерных поз:

«С чего начать?»

Так я метался в жизни суетливой, —

Явились Вы — и я с мольбой стыдливой

Смотрю на стан, стройней озерных лоз,

И вижу ясно, как смешон вопрос.

Теперь я знаю, гордый и счастливый,

С чего начать. (Михаил Кузьмин)

Идиллия - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы.

Пастораль - жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев.

Мадригал - небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено (чаще всего - к женщине).

Нет, не черкешенка она: 

Но в долы Грузии от века 

Такая дева не сошла

С высот угрюмого Казбека.

Нет, не агат в глазах у ней: 

Но все сокровища востока 

Не стоят сладостных лучей 

Ее полуденного ока. (А.С.Пушкин)

Романс - небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви.

Среди миров в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что мне темно с другими.

 

И если мне на сердце тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с ней не надо света! («Моя звезда» из репертуара Александра Вертинского на слова И. Анненского)

Стансы - небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли.

Мгновенно пробежав умом

Всю цепь того, что прежде было,-

Я не жалею о былом:

Оно меня не усладило.

Как настоящее, оно

Страстями бурными облито

И вьюгой зла занесено,

Как снегом крест в степи забытый.

Ответа на любовь мою

Напрасно жаждал я душою,

И если о любви пою -

Она была моей мечтою.

Как метеор в вечерней мгле,

Она очам моим блеснула

И, бывши все мне на земле,

Как все земное, обманула. («Стансы» М. Лермонтова)

Гимн (греч. gymnos – хвала), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, религиозные, в честь исторических событий и т.д.

Домашнее задание: написать басню на школьную тему или о воспитании.

Так как у каждой басни должна быть мораль, то выберите какую-то народную мудрость на заданную тему. Потом попытайтесь продумать сценку, сюжет, чтобы образно представить мудрость (мораль). Басня пишется вольным ямбом (ямб - двустопный размер, ударение на чётные слоги). Что означает "вольный"? Число стоп в каждой строке непостоянно, может быть три, а может  и шесть. Римфа обязательна, но строгой системы рифмовки нет. В баснях возможно употребление разговорной лексики.

Вот пример басни Ефремовой Анастасии и Оксаны Ефремовой на заданную тему (по пословице "У семи нянек - дитя без глаза"):

СЕМЬ НЯНЕК 

Лягушка Лягушонка привела

К друзьям своим и присмотреть за ним просила,

Решив, что семь пар глаз – такая сила,

Что справится и с глупостью осла

И с резвостью кузнечика в её ребёнке милом…

Средь нянек сразу разгорелся спор,

Чем правильней занять дитя.

«Для счастья мне нужна еда», -

Прохрюкала Свинья.

Вступила Цапля в разговор:

«Не надо чипсов и конфет –

Они несут здоровью вред!

Зарядка для детей нужна!»

Медведь же против и рычит: «Ну да!

Покоя нет! Здоровый сон

Ребёнку нужен!» Возмущён

И расшумелся Воробей:

«Гулять на улицу скорей!»

Сова считает, что читать…

Слон – рисовать. А Обезьяна

Решила, что учиться рано,

А в салочки пора играть!

Ещё бы спорили, но тут

Лягушка-мама возвратилась

И, Лягушонка не найдя, дивилась,

Что стольких нянек обхитрил сей плут!

Мораль же нашей басни такова:

Чем больше нянек – меньше толку!

И та лишь нянька хороша,

Что делом занята и не болтает без умолку.

Write a comment

Comments: 0