Эссе как прообраз других прозаических жанров

В начале занятия немного теории.

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается:

• образностью,

• афористичностью,

• парадоксальностью.

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

• привлекает многочисленные примеры,

• проводит параллели,

• подбирает аналогии,

• использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

• метафоры,

• аллегорические и притчевые образы,

• символы,

• сравнения.

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

• непредсказуемые выводы,

• неожиданные повороты,

• интересные сцепления.

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, с установкой на разговорную интонацию и лексику. 

Специфика жанра эссе:

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

4. В эссе индивидуальный авторский стиль — требование жанра.

Мастер-класс ассоциаций от Сэй Сёнагон. Ассоциатиный тренинг

Люди, создающие эссе, обладают особым ассоциативным мышлением. Про­читайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья» японской писа­тельницы XI века Сэй Сёнагон, чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока. Найдите в предложенных зарисовках новые, неожидан­ные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.

ТО, ЧТО ПРОЛЕТАЕТ МИМО

Корабль на всех парусах. Годы человеческой жизни. Весна, лето, осень, зима.

ТО, ЧТО ДАЛЕКО, ХОТЬ И БЛИЗКО

Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом. Отношения между братьями, сестрами и другими родственниками в недружной семье.

Извилистая дорога, ведущая к храму Курама. Последний день двенадцатой луны и первый день Нового года.

ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОБЫЧНО НЕ ЗАМЕЧАЕТ

Дни зловещего предзнаменования. Как понемногу стареет его мать.

ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ СРАВНИТЬ МЕЖДУ СОБОЙ

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода. Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный.

Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами. 

 

Попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты, используя прием ассоциации. Возможные темы: «То, что близко, хотя и далеко», «То, что прекрасно», «То, что вызывает уверенность».

О названиях

Часто в названиях эссе появляется предлог о, так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой для рассуждений автора, или не связано напрямую с темой эссе. Не случайно и наличие союзов как и или.

Прочитайте названия эссе:

«О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О сует­ных ухищрениях» (Мишеля Монтеня);

«Книга как врата мира» (Стефана Цвейга — классика австрийской литера­туры);

«Беспощадная Европа, или Путешествие с пятого на десятое», «Литера­тор как наиболее общее явление» (Роберта Музиля — одного из ведущих писателей западноевропейской литературы XX века);

«О собеседнике», «О природе слова», «Разговор о Данте» (замечательного русского поэта Осипа Мандельштама);

«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимира Набокова — извест­ного писателя русского Зарубежья);

«Как читать книгу» (Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской пре­мии);

 

«Восхождение на Эверест, или Исповедь переводчика» (современного по­эта и переводчика Владимира Саришвили).

Задание на дом: Познакомьтесь с эссеистической миниатюрой, которая целиком построена на необычной авторской ассоциации.

Владимир Янушевский

Струя

Питье из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода это вовсе – не напьешься, а только измочишь лицо, забьешь душной ледяной пузырящейся массой ноздри да пустишь себе на брюки веер брызг.
        Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком сильные чувства не утоляют голода любви.

 

Напишите свой вариант подобной зарисовки на любую из тем «Музыка», «Дождь», «Снег», «Мир вокруг» и другие.

Write a comment

Comments: 0