Строфы в классической поэзии

Как весело стихи свои вести 

Под цифрами, в порядке, строй за строем, 

Не позволять им в сторону брести, 

Как войску, в пух рассыпанному боем! 

Тут каждый слог замечен и в чести, 

Тут каждый стих глядит себе героем, 

А стихотворец... с кем же равен он? 

Он Тамерлан иль сам Наполеон. 

А.С.Пушкин

1. Начали занятие с разминки "Разновидности рифмы".

В зависимости от места ударения от конца строки:

Мужская рифма: смотрел - бел - мел; блестит - ракит.

Женская рифма: колос - волос - голос; бледнели - зеленели - ели.

Дактилическая: улыбаются - развеваются.

Гипердактилическая: обучающие - размещающие.

В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах:

Точная рифма (совпадают все звуки после ударного гласного): убого - строго - много.

Богатая (опорная) рифма (совпадает согласный перед ударным гласным): морозы - розы; бледнели - зеленели.

Глубокая (совпадение в идущем перед ударным слоге): труды - руды, лебединой - единой.

Неточная рифма: кипел - купе; мелко - человеком.

Составная рифма: лазейка - попей-ка, помню я - семья; Невы - не вы; на грани я - мечтания.

2. Небольшой тренинг по определению стихотворных размеров.

3. Чтение стихов об осени Виктории Звоноревской, Адеми Мурзатовой (после редактирования мы поместим их на страничке сайта "Наши творения") и Сани Ефремовой.

4. Работа с кейсом "Строфы в классической поэзии. Какой строфой написано?"

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины.

Двустишие (дистих)

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядёт, 

Брызжет и плещет и дале плывёт. («Морская царевна» М.Ю. Лермонтова)

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:

аба

бвб

вгв

гдг

дед

и т.д.

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго. (А.С. Пушкин)

Четверостишие (катрен)

Способы рифмовки: перекрёстная абаб, парная или смежная аабб, кольцевая абба.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)

 

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло. (С. Есенин)

 

Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины! (Е.Баратынский)

Пятистишие (квинтет)

абааб             Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.И.Тютчев)

аббба             «Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождём.

«Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!» (Майков)

аббаб          

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

                Люблю я Кавказ. («Кавказ» М.Ю. Лермонтова, последняя строка – рефрен)

Шестистишие (секстина)

ааббвв

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков. («Три пальмы» М. Лермонтова)

абабвв

В избушке позднею порою

Славянка юная сидит.

Вдали багровой полосою

На небе зарево горит,

И люльку детскую качая,

Поет славянка молодая. («Баллада» М. Лермонтова)

аабввб

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! (А.С.Пушкин)

Семистишие (септима)

аабвввб (дистих и пятистишие)

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

      Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

      Про день Бородина! (М.Ю.Лермонтов)

Восьмистишие (октава)

Два катрена с перекрёстной рифмой.

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом:

Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин. («Моя родословная» А.С. Пушкина)

Первое четверостишие с перекрёстной рифмой, следующее – со смежной.

Источник страсти есть во мне

        Великий и чудесный;

Песок серебряный на дне,

        Поверхность лик небесный;

Но беспрестанно быстрый ток

Воротит и крутит песок,

        И небо над водами

        Одето облаками. («Поток» М. Лермонтова)

Основной вид октавы: секстина+двустишие

Четырёхстопный ямб мне надоел: 

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву 

Пора б его оставить. Я хотел 

Давным-давно приняться за октаву. 

А в самом деле: я бы совладел 

С тройным созвучием. Пущусь на славу! 

Ведь рифмы запросто со мной живут; 

Две придут сами, третью приведут. («Домик в Коломне» А.С.Пушкина)

Девятистишие (нона)

Катрен+пятистишии;, пятистишие+катрен; три терцета; октава+рефрен.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне. («Желанье» Лермонтова)

Четырнадцатистишие

Сонет итальянский: 2 катрена, 2 терцета, размер – пяти- или шестистопный ямб.

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

 

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

 

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

 

У нас еще его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы. («Сонет» А.С.Пушкина)

Сонет Шекспира: три катрена и двустишие-итог. Размер -  пятистопный ямб.

Не соревнуюсь я с творцами од,

Которые раскрашенным богиням

В подарок преподносят небосвод

Со всей землей и океаном синим.

Пускай они для украшенья строф

Твердят в стихах, между собою споря,

О звездах неба, о венках цветов,

О драгоценностях земли и моря.

В любви и в слове — правда мой закон,

И я пишу, что милая прекрасна,

Как все, кто смертной матерью рожден,

А не как солнце или месяц ясный.

Я не хочу хвалить любовь мою, —

Я никому ее не продаю. (Шекспир, в переводе Маршака)

 

Онегинская строфа

Первый катрен – перекрёстная рифма, второй – смежная рифма, третий – кольцевая,  в конце – двустишие. Размер – четырёхстопный ямб.

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!» («Евгений Онегин» А. Пушкина)

5. Домашнее задание: выбрать вид строфы(любой, кроме катрена и четырнадцатистиший) и написать стихотворение на свободную тему (о том, что вас волнует в данный момент, или какая-то история с сюжетом). 

Write a comment

Comments: 0