Системы стихосложения. Стихия ритма

Виктория Звоноревская прочитала свои размышления на тему "Зачем хочу писать я?", и мы занялись разминкой рифм. От простейших глагольных "желтеет - веет - греет" до неточных рифм. Целью занятия было наработать материал для написания собственного стихотворения об осени (домашнее задание).

Цвета - места - мечта; монетка - ветка - сетка (о паутине); лист - свист - вокалист - речист; пестра - костра - ветра - остра - сестра; слёзы (о росе, о дожде) - прозы - грёзы - занозы; миг - сдвиг - крик - блик - Григ; лучи - кричи - молчи - в ночи; осень - просим - просинь - носим; прохлада - сада - наряда - Лада - Наяда; шуршит - забыт - покрыт - пиит (торжественно о поэте); последний - бледный - бесследно; листок - эпилог - мок - не мог.

Экскурс в системы стихосложения. В античности стихосложение было метрическим, основанным на чередовании кратких и долгих слогов. В наследство нам досталась стопа. Названия современных русских стихотворных размеров тоже пришли из античности.

Силлабическая система придерживалась принципа равносложия. В каждой поэтической строке было по 11 или 13 слогов. Эта система была хороша для языков с постоянным ударением на каком-то слоге (польский, французский, чешский). Наследие этой системы - женская рифма и смежная рифмовка. 

Тоническая система. Она характерна для фольклора. Ритмический рисунок складывается из чередования количества ударений в строках.

Основы силлабо-тонической системы, основной для современного русского стиха, заложили В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Эта система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.

Подробнее с информацией о системах стихосложения можно познакомиться в учебнике стихосложения (ссылка на него есть на нашей страничке СЕКЦИЯ ПОЭЗИИ).

На занятии мы начали работу с кейсом "Стихи об осени. Определите размер". В кейсе был размещён справочный материал о стихотворных размерах и стихи классиков на осеннюю тему. 

Схемы размеров: двусложные - хорей |´È|, ямб |È´|, трёхсложные - дактиль |´È È|амфибрахий |È´ È|анапест |È È´|.

Пиррихий - вспомогательная стопа из двух безударных слогов.

Спондей - вспомогательная стопа из двух ударных слогов.

Алгоритм определения стихотворного размера

 1.     Расставить в стихах ударения.

2.     Определить количество слогов в стопе (два или три). Если между ударными слогами один безударный слог – размер двусложный. На нечётные слоги  ударение падает у хорея, на чётные – у ямба. 

3.     Если между ударными слогами два безударных – то размер трёхсложный. См. по таблице.

4.     Посчитать количество стоп в строке (с учётом пиррихиев и спондея).

5.     Назвать размер. Например, четырёхстопный хорей. 

Практикум по определению размера.

Уны|лая| пора!| Очей| оча|рова|нье!
Прия|тна мне| твоя| проща|льная| краса| —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С.Пушкин 

В стихотворении Пушкина ударения падают на чётные слоги (в первой строке - 2, 6, 8, 12, во второй строке - 2, 4, 6, 8, 12). Стопа - ямб. Стоп, с учетом двух пиррихиев в первой строке и одного пиррихия во второй строке, получается шесть. Стихотворный размер - шестистопный ямб.

Осень

Вы ум|рете,| стебли| трав,   |
Вы вер|шина|ми встре|чались,|
В легком ветре вы качались,
Но, блаженства не видав,
Вы умрете, стебли трав.

В роще шелест, шорох, свист
Тихий, ровный, заглушенный,
Отдаленно-приближенный.
Умирает каждый лист,
В роще шелест, шорох, свист.

Сонно падают листы,
Смутно шепчутся вершины,
И березы, и осины.
С измененной высоты
Сонно падают листы.

К.Д.Бальмонт

В стихотворении Бальмонта ударения падают на нечётные слоги (в первой строке - 1, 3, 5, 7, во второй строке - 1, 3, 7). Стопа - хорей. Последний ударный слог в первой строке, несмотря на отсутствие безударного слога, образует стопу. Во второй строке третья стопа - пиррихий. Стихотворный размер - четырёхстопный хорей.

Листопад

Лес, то|чно те|рем рас|писной,
Лило|вый, зо|лотой,| багря|ный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

И.А.Бунин

В начале первой строки стихотворения Бунина мы наблюдаем спондей. Далее ударения падают на чётные слоги (4, 8). Во второй строке - на 2, 6, 8 слоги. Стопа - ямб. В третьей стопе первой строки и во второй стопе второй строки - пиррихии. С учётом вспомогательных стоп стихотворный размер - четырёхстопный ямб.

Чтобы не запутаться в определении размера следующего стихотворения, нужно вспомнить, что слова звучащие отличаются от написанных. В речи служебные слова и местоимения часто объединяются с последующими значимыми словами (проклитика) или предыдущими (энклитика) в одно фонетическое слово. В начале "Плясок осенних" Блока мы наблюдаем примеры проклитики: местоимение "меня" соединяется при звучании со словом "снова", союз "и" - со словом "снова", местоимение с предлогом "в этом" - со словом "тайная". Таким образом, основные ударения при произнесении в этих строках падают на 3, 6 и 9 слоги. Это трёхсложный размер. Трёхстопный анапест.

Пляски осенние

Волновать| меня сно|ва и сно|ва -
В этом тай|ная во|ля твоя,|
Радость ждет сокровенного слова,
И уж ткань золотая готова,
Чтоб душа засмеялась моя.

 

Улыбается осень сквозь слезы,
В небеса улетает мольба,
И за кружевом тонкой березы
Золотая запела труба.

 

Так волнуют прозрачные звуки,
Будто милый твой голос звенит,
Но молчишь ты, поднявшая руки,
Устремившая руки в зенит.

 

И округлые руки трепещут,
С белых плеч ниспадают струи,
За тобой в хороводах расплещут
Осенницы одежды свои.

 

Осененная реющей влагой,
Распустила ты пряди волос.
Хороводов твоих по оврагу
Золотое кольцо развилось.

 

Очарованный музыкой влаги,
Не могу я не петь, не плясать,
И не могут луга и овраги
Под стопою твоей не сгорать.

 

С нами, к нам - легкокрылая младость,
Нам воздушная участь дана...
И откуда приходит к нам Радость,
И откуда плывет Тишина?

 

Тишина умирающих злаков -
Это светлая в мире пора:
Сон, заветных исполненный знаков,
Что сегодня пройдет, как вчера,

А.Блок

Рекомендации по сочинению стихотворения об осени. Использовать форму четверостишия (2 - 3) с одним или двумя видами рифмовки (АБАБ, ААББ, АББА). Текст должен быть написан в одном стихотворном размере. И не забывайте о средствах выразительности: метафорах, эпитетах, сравнениях, олицетворениях. Неплохо было бы подумать и над передачей звуков осени (аллитерация). И, самое главное, попытайтесь сделать эту работу самостоятельно, без плагиата! Удачи! Можно советоваться в комментариях или по электронной почте.

Write a comment

Comments: 0